Остальные развивают только левое полушарие и игнорируют колоссальный творческий потенциал правого.
Хочешь остаться в рядах такого большинства?»
Мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий –
левого и правого, каждое из которых – не зеркальное отображение другого, а необходимое дополнение.
Для того чтобы ТВОРЧЕСКИ осмыслить любую проблему необходимы оба
полушария: левое полушарие, логическое, выделяет в каждой проблеме
важнейшие, ключевые моменты, а правое полушарие, творческое, схватывает
ее в целом. Именно правое полушарие, благодаря своей важнейшей функции –
интуиции, помогает разобраться в ситуации и сформулировать идею, пусть
даже бредовую, но часто нестандартную и нередко правильную.
Взгляните на эту таблицу, где условно разделены сферы специализации каждого из них – и вы увидите, насколько важна полноценная работа правого полушария для становления и развития творческой личности:
Левое полушарие
- отвечает за логическое– аналитическое мышление
- анализирует факты
- обрабатывает информацию последовательно по этапам (последовательное мышление)
- обеспечивает процессы индуктивного мышления (вначале осуществляется процесс анализа,
а затем синтеза)
- обрабатывает вербальную информацию: отвечает за языковые способности: контролирует речь,
а также способности к чтению и письму
- запоминает стихотворные строки, факты, имена, даты и их написание
- способно понимать только буквальный смысл слов того, что слышим или читаем
- планирует будущее
- контролирует движения правой половины тела
- отвечает за музыкальное образование, понимание смысла музыкальных произведений, различение ритма музыки
- отвечает за математические способности, работу с числами, формулами, таблицами
- отвечает за планирование
Правое полушарие
- отвечает за образное мышление и пространственную ориентацию; позволяет ориентироваться на местности и составлять мозаичные картинки-головоломки
- отвечает за интуицию и интуитивную оценку
- может одновременно обрабатывать много разнообразной информации; способно рассматривать проблему в целом, не применяя анализа (параллельная обработка информации)
- реализует процессы дедуктивного мышления (вначале осуществляются процессы синтеза,
а затем анализа)
- обрабатывает невербальную информацию: специализируется на обработке информации,
которая выражается не в словах, а в символах и образах
- запоминает образы, лица, картины, позы, голоса; способно воспринимать совокупность черт как единое целое
- способно понимать метафоры и результаты работы чужого воображения, чувство юмора. воспринимает эмоциональную окраску речи, тембр голоса, интонацию
- ориентируется в настоящем
- контролирует движения левой половины тела
- отвечает за музыкальные способности, различение мелодий, темпа и гармонии в музыке
- отвечает за воображение, фантазии и мечты;
художественное творчество и способности к изобразительному искусству
- отвечает за спонтанные, эмоциональные реакции
Изложенная выше специализация полушарий головного мозга справедлива для 95% людей. В их число входят практически все правши. Специализацию же полушарий у левшей, которые составляют примерно 10%, определить труднее.
Когда полушария функционируют правильно и между ними сохраняется баланс, то взаимодействие между ними выражается в идеальном партнерстве, результатом которого является эффективная творческая работа мозга. Это становится возможным, когда работают и правое, и левое полушария, когда логическое мышление сочетается с интуицией.
Как же обеспечить эффективное взаимодействие полушарий и развить их способности?
При помощи комплекса специальных «кинезиологических упражнений», которые
были разработаны и апробированы американским доктором философии Полом
Деннисон, основателем учения «образовательная кинезиология» (от
греческого «кинесис» — движение, «логос» - наука). Пол и его жена Гейл
Деннисоны обнаружили огромные возможности естественных физических
движений, которые могут быть использованы для успешного развития и
обучения, как ребенка, так и взрослого. Их открытия легли в основу
программы под названием «Гимнастика мозга». Эта программа представляет
собой комплекс упражнений, которые способствуют развитию межполушарной
специализации и межполушарного взаимодействия.
«Гимнастика мозга» напоминает обычную зарядку и проста в исполнении.
Приведу несколько упражнений из комплекса:
1. Массаж ушных раковин.
Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.
2. Колечко.
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо
с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба
выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу)
порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем
сразу двумя руками.
3. Кулак-ребо-ладонь.
Ребёнку показывают три положения руки на плоскости стола,
последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь,
сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямлённая ладонь
на плоскости стола. Ребёнок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по
памяти в течение 8 – 10 повторений моторной программы. Проба
выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками
вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог
предлагает ребёнку помогать себе командами («кулак – ребро – ладонь»),
произносимыми вслух или про себя.
4. Лезгинка.
Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак
разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном
положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно
смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз. Добивайтесь
высокой скорости смены положений.
5. Ухо – нос.
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за
противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в
ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
6. Змейка.
Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок. выверните
руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен
двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в
упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
7. Зеркальное рисование.
Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу
или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально –
симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения
почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих
полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы
всего мозга.
Если вы решили применить упражнения «Гимнастики мозга» в работе с детьми, то вам необходимо систематически применять их для тренинга определенных функций. Попробуйте - результаты не заставят себя долго ждать! Так, применение данного метода в начальной школе показало, что в результате систематического выполнения кинезиологических упражнений у детей улучшилась память, внимание, речь, пространственные представления, мелкая и крупная моторика, снизилась утомляемость, повысилась способность к произвольному контролю
И в заключение маленький совет:
Большинство из нас выполняют рутинные ежедневные физические действия
«удобной» рукой. Попробуйте сами и предложите вашему малышу чистить
зубы, причесываться, доставать предметы, рисовать и даже писать другой
рукой. Исследования показывают, что выполнение обычного действия
«необычной» рукой активизирует новые участки мозга и помогает развивать
новые контакты между клетками мозга. Так что пробуйте,
экспериментируйте. Это не только полезно, но и весело!
Рашкова Татьяна
"Все для детей", №5, сентябрь-ноябрь 2008
Дети будущего - 2008
Детский развивающий центр "Дети будущего"