Сайт учителя начальных классов Чайко Ольги Яновны
 Каталог файлов
Главная » Файлы » Мои файлы

Формирование социокультурных компетенций у младших школьников
[ Скачать с сервера (6.13 Mb) ] 13.07.2011, 11:21

Формирование социокультурных компетенций у младших школьников.

Потребности общества определяют цель современной школы – сформировать человека, способного и готового к систематическому самостоятельному самообучению и саморазвитию. Сегодня в современном обществе востребованы, как правило, те, кто умеет самостоятельно приобретать новые знания, осваивать новые технологии, т.е. те, кого называют субъектом познавательной деятельности и кто обладает способностью и желанием учиться. Вот и министр образования и науки Андрей Фурсенко в своем интервью КП от 25 февраля 2011 года («Министерство сознательно вызывает огонь на себя») говорит (цитирую): «… Надо сделать еще одну вещь – внедрить и в сознание людей, и в практику, что процесс образования сегодня – непрерывный. Он требует новых усилий и от тех, кто учится, и от тех, кто учит… Новые стандарты – это только один из элементов изменения всей  системы школьного образования. Под них необходимо по-новому готовить педагогов. Чтобы они нацеливали ребят не на зазубривание, а на аналитическое обучение, самостоятельную работу…» Цели определены. Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, учений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество образования». Компетенция – это набор знакомых ЗУНов, а компетентность – это качество владения ими, это то, каким образом компетенция проявляется в деятельности.

Чтобы перейти к обучению, необходимо задать компетенции в деятельностной форме. В этом случае само название компетенции будет определять суть соответствующего метода обучения.  Приведу  примеры формулировок компетенций в деятельностной форме:

Ценностно-смысловые компетенции

Учебно-познавательные компетенции

Социокультурные компетенции

Коммуникативные компетенции

Информационные компетенции

Природоведческие и здоровьесберегающие компетенции

 

Социокультурное образование – новый аспект в преподавании школьных предметов.

Социокультурные компетенции предполагают умения:    

  • владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина, работника, собственника, потребителя, покупателя;
  • уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы;    
  • определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве;
  • владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности;

·         осознание того, что язык не только средство познания и средство общения, но и форма социальной памяти, «культурный код нации», развитое умение сопоставлять факты языка и факты действительности;

  • владеть эффективными способами организации свободного времени;   
  • иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России и других странах; иметь осознанный опыт жизни в многонациональном, многокультурном, многоконфессиональном обществе;    
  • действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной пользой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;    
  • владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя, ремесленника и др.

Теперь перейду к учебным предметам

Курс «Русский язык»:    

  • работа со словарями;    
  • соблюдение орфоэпических норм;    
  • устное повседневное общение со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета (встреча, прощание);    
  • написание записки, письма, поздравительной открытки с соблюдением речевого этикета.

Курс «Литературное чтение»:    

  • определение содержания книги по её элементам;    
  • самостоятельное чтение книг;    
  • работа со словарями.

Курс «Математика»:    

  • решать простейшие задачи на вычисление стоимости купленного товара при расчёте между продавцом и покупателем (с использованием калькулятора при проведении вычислений);    
  • вычислять площади земельных участков прямоугольной формы с проведением необходимых измерений.

Курс «Окружающий мир»:    

  • постоянно обогащать жизненный опыт, решать практические задачи с помощью наблюдения, измерения, сравнения, поиска информации в словарях, справочниках, Интернете;    
  • выполнять правила поведения в природе,    
  • рассказывать о родном крае, родной стране, столице.

Курс «Технология»:    

  • поиск, преобразование, хранение и применение информации (в том числе с использованием компьютера) для решения различных задач;    
  • использование компьютерной программы для решения учебных и практических задач;    
  • выполнение домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды, предметов быта);    
  • соблюдение правил личной гигиены и другое.

Курс «Информатика»:    

  • поиск в текстах, на рисунках, в списках, в таблицах и деревьях информации, необходимой для решения поставленной задачи;    
  • фиксация информации, собранной путём наблюдений, опросов, полученной из книг;   
  • планирование бытовой и учебной деятельности;    
  • безопасная работа с компьютером;  создание творческих работ (мини-сочинения, рисунки) на компьютере.

 

 

Работа со справочной литературой (словарями) проходит через все курсы, следовательно проводиться должна в системе. Как сделать это практически?

Берем курс «Русский язык».  Провожу лабораторную работу «Слово  под микроскопом» (взять вы можете любое слово, исходя из ваших целей, задач). Я беру слова: патриотизм, милосердие, добротолюбие, язык, край…и  ученики проводят это  слово через лингвистические словари: начинают с толкового, далее этимологический, словообразовательный, синонимов, антонимов…

Воспитание языковой личности в социокультурном аспекте требует поиска новых подходов к изучению родного языка. Один из путей реализации нового подхода – включение социокультурного материала в ткань уроков родного языка, то есть такого материала, который позволит формировать русскую языковую личность. Т.к. социокультурная компетенция предполагает взаимосвязь развития языка и общества, то особое значение  при таком подходе придается использованию краеведческого и в особенности лингвокраеведческого материала в процессе преподавания родного языка. Именно такой подход воспитывает у учащихся бережное, любовное и внимательное отношение  к родному языку, а значит - любовь к Родине и стремление достойно служить ей. Ведь именно знание ее языка, истории, культуры, природных условий, обычаев дадут возможность учителю сформировать у ребят национальное самосознание, чувство достоинства и социальной справедливости. Особенно эффективным является использование местной топонимии в процессе лингвокраеведческой работы.В младшем школьном возрасте дети проявляют неподдельный интерес к родному слову, к местной истории, к народным легендам, связанным с происхождением того или иного географического названия. У нас в Железнодорожном районе , например, площадь Гарина-Михайловского, улица Челюскинцев, улица 1905 года…   Целенаправленная систематическая работа с использованием микротопонимического материала позволит учителю сделать преподаваемый предмет не только занимательным, но и шире использовать его в воспитательных целях. 

 

Курс «Литературное чтение» - используем «Словарь эпитетов русского литературного языка» Гобачевича К.С. и  Хобло Е.П. Подбери эпитеты к словам: край, подвиг, победа, дружба, язык…  

КРАЙ
Об отчизне, о родине; о месте давнего, исконного пребывания кого-либо. Древний, исконный, кондовый, коренной, отеческий, отчий, родимый, родной, старинный, стародавний, стародедовский, староотчий. О привольном, изобильном крае. Благодатный, благословенный, волшебный, вольный, дивный, желанный, златой (устар.), золотой, изобильный, милый, мирный, обетованный, обильный, очаровательный, прекрасный, привольный, роскошный, солнечный, счастливый, тихий, хлебный, цветущий. О малонаселенном, бедном, малопригодном для жизни крае. Бедный, безлюдный, голодный, малолюдный, невеселый, неласковый, неприветливый, несчастливый, несчастный, страшный, суровый, тоскливый, тощий (устар.), унылый. Об отдаленном, пустынном крае. Глухой, глухоманный (разг.), далекий, дальний, дикий, захолустный, медвежий, неведомый, нехоженый, отдаленный, пустынный, удаленный, чужедальний. Гиперборейский, задумчивый, лысый, нежный, осенний, осиротелый. Высокогорный, горный, залесный, заозерный, лесной, озерный, пограничный, степной и т. п.

И вновь включаем региональный компонент , беседуя с детьми о новосибирских писателях и поэтах (Магалиф Ю., Шамов В.В. , Татья́на Валенти́новна Сапры́кина (род. 24 июля 1970, Новосибирск) — российская писательница, работающая в жанрах фантастики и сказки … ).

Курс «Математика» - обратим внимание на задачи с использованием краеведческого материала (на примере Железнодорожного района): сравни S территории школы по отношению к S территории Железнодорожного района; найди общее количество учеников школ Железнодорожного района…

Курс «Окружающий мир»  - дистанционная работа «Коэффициент эрудиции» и вновь по материалам краеведения, связанного с историей города Новосибирска, Железнодорожного района:

1. история возникновения района

2. учреждения культуры, которые находятся на территории района

3. площадь, которая носит название «ворота города» и т. д.

Использование материалов микротопонимии дало нам возможность реализовать актуальную сейчас идею включения регионального компонента в систему образования.

  • Предполагается, что образовательные компетенции ученика будут играть большую многофункциональную метапредметную роль, проявляющуюся и в школе, и в семье, и в кругу друзей, и в будущих профессиональных отношениях.

В современном мире требуются люди образованные, творческие, мобильные, способные перестраиваться в соответствии с потребностями сегодняшнего дня, а  социокультурные компетенции помогают адаптироваться  детям  к  жизни быстроменяющегося общества.

 

                                                     Учитель начальных классов Чайко Ольга Яновна

                                                                            г. Новосибирск МБОУ Гимназия № 4

 

Список литературы

1.     Майорова Т.М. Ономастика в лингвокраеведческой работе // Русский язык в школе. 2000, № 3.- С. 43-46.

2.     Попов С.А. Духовные национальные ценности русского народа и их отражение в Воронежской топонимии // Актуальные проблемы изучения и преподавания русского языка и литературы: материалы всероссийской научно-методической конференции. Воронеж, 1996. – С. 24 – 26.

3.     Савельева Л.В. Современная русская социоречевая культура в контексте этнической ментальности // Язык и этнический менталитет. Сборник научных трудов. Петрозаводск, 1995 – С. 25-5

4.  Бочаров В.В. Научный руководитель: канд. пед. наук, доц. Яковлева Т.В.             Белгородский государственный университет// Формирование СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ (ресурсы Интернета )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: OLGA
Просмотров: 6113 | Загрузок: 211 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2 Sergnig  
0
<a href=http://zmkshop.ru/>невинномысск завод металлоконструкций вакансии</a>

1 laumealermede  
0
[url=http://silven.ru/khkhkh-onlajjn/]
секс порно онлайн[/url]

Имя *:
Email *:
Код *:
Воскресенье, 05.05.2024, 14:57
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Форма входа
Категории раздела
Мои файлы [38]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Locations of visitors to this page Flag Counter
Наш опрос
Что важнее
Всего ответов: 73
Поиск
Словари русского языка
www.gramota.ru
Календарь
Осталось...
Архив записей
Друзья сайта
Учительский портал Мишки tatty teddy. Me to you :)
Самая большая коллекция Рунета! позитивные картинки
Сайт Методсовет Детский портал «СОЛНЫШКО» Nachalka.com - сайт для детей, родителей, учителей начальной школы. www.1-11.ru - Стенды для школы Каталог сайтов Graffiti Decorations(R) Studio (TM) Site Promoter Страна Мастеров «Пёстрый Портфель» Продленка 
Выбрать язык / Choose language:
Ukranian
English
French
German
Japanese
Italian
Portuguese
Spanish
Danish
Chinese
Israel
Arabic
Czech
Estonian
Belarusian
Latvian
Greek
Finnish
Serbian
Bulgarian
Turkish
Отличник Сеть творческих учителей
BannerFans.com Обучонок. Обучающие программы и исследовательские работы учащихся
Моя кнопка
позитивные картинки nashclassb@mail.ru

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz