Сайт учителя начальных классов Чайко Ольги Яновны
 «Поэтические пятиминутки»

Развиваем творческое воображение малышей!

«Воображение! Без этого качества нельзя быть ни поэтом, ни философом,
ни умным человеком, ни мыслящим существом, ни просто человеком… ».
(Д. Дидро)

Можно ли научиться фантазировать?
Безусловно, поскольку воображение, как и любой психический процесс, подается целенаправленному управлению.

Что такое творческое воображение?
Это высший уровень развития воображения. Оно предполагает создание совершенно нового, оригинального образа, не существовавшего до сих пор.

Надо ли развивать творческое воображение дошкольников, если детям и так свойственно фантазировать?
Обязательно, причем целенаправленно и систематически. Поскольку любой школьный предмет (математика, литература, развитие речи, музыка, изобразительное искусство и т.д.) требует эффективной работы этой психической функции.

Есть ли приемы стимулирования творческого воображения?
На сегодняшний день существует около 70 методов. В психологии известно несколько основных, традиционных механизмов воображения, которые позволяют создавать новые образы, а также альтернативные методы развития творческого воображения, созданные на их основе. Многие из этих методов могут быть успешно использованы при работе с дошкольниками, причем не только на занятиях, но и дома. Давайте рассмотрим некоторые из них. И начнем с традиционных - это агглютинация, гиперболизация и акцентирование. Несмотря на названия, суть их очень проста.

Агглютинация – это самое простое, что умеет воображение. Достаточно взять части или свойства нескольких объектов и составить из них новый объект. Вспомните кентавра, русалку, сфинкса, единорога, избушку на курьих ножках, ковер-самолет и другие мифические существа и предметы. И не только мифические. У вас в квартире есть...кресло-кровать, или, например, кухонный комбайн!

Агглютинация лежит в основе игрового тренинга «Фоторобот», который пользуется большой популярностью у дошкольников. Детям предлагается нарисовать Чудо-Юдо. При этом, один ребенок рисует голову любого животного, другой – туловище, третий – ноги или хвост. Интересные работы получаются также из кусочков открыток или журнальных иллюстраций. По окончанию задания обсуждается результат: что это за животное, как его называют, чем питается и т.д.

Следующий прием творческого воображения – акцентирование. Это выделение, подчеркивание какой-то одной детали или свойства предмета. Цель акцентирования - обратить внимание на эту деталь. Этот прием часто используют, чтобы выделить какое-нибудь качество человека. Так, Илья Муромец необыкновенно сильный, Кощей злой, Солдат смекалистый, а Василиса Премудрая очень умная. Этим приемом пользуются художники, когда рисуют на кого-то дружеские шаржи или карикатуры. Например, изображают любопытному длинный нос, прожорливому — большой живот, жадному — длинные руки.

Прием акцентирования помогает при запоминании учебного материала. Например, Ваш первоклассник никак не может запомнить, что гласные надо проверять ударением. Нарисуйте вместе с ним слабенькую, хилую гласную с тонкими ручками, а рядом — сильную гласную с молотком-ударением в руке, и Ваш малыш уже никогда не забудет это правило. Если тренироваться, то можно научиться рисовать картинки мысленно, придумывать стихи, истории, в которых делается акцент на нужном материале.

Следующий прием — гиперболизация. Суть его проста — преувеличение или преуменьшение. Все помнят Голову, в бой с которой вступает Руслан, освобождая Людмилу, или Мальчика-с-пальчика. Они появились именно благодаря этому приему. А в рассказе Носова «Фантазеры» один мальчик хвастался, что съел целое ведро мороженого, а потом сказал, что ведерко-то было маленькое — не больше стакана. Здесь автор использовал сначала художественное преувеличение (гиперболу), а потом преуменьшение (литоту).

Вышеупомянутые приемы легли в основу альтернативных методов системы развития творческого воображения (РТВ), таких как: мозговой штурм (А. Осборн), метод морфологического анализа (Цвикки Ф.), метод каталога (Э. Кунце), метод фокальных объектов (Вайтинг Ч.)., метод аналогий (синектика). Остановимся вкратце на некоторых из них.

Мозговой штурм - это не столько метод активизации воображения, сколько способ генерации самых разнообразных идей в группе. Благодаря мозговому штурму ребенок понимает, что в решении любой ситуации есть альтернативы. С детьми дошкольного возраста обсуждаются те вопросы, которые имели место в их опыте. Поэтому большое значение имеет работа по расширению детского кругозора. Темы для мозгового штурма зависят от возраста детей. Малышам предлагаются хорошо знакомые бытовые или сказочные ситуации, например:
- спасение сказочных героев (Красной Шапочки от Волка),
- решение бытовых проблем (у нас закончилась бумага, чем и на чем рисовать?).
С детьми старшего дошкольного возраста обсуждаются фантастические преобразования действительности. Например, земляне построили для своих детей космический детский сад (подводный, небесный и пр.). Как он выглядит? Какие проблемы возникнут у детей и взрослых?

Метод морфологического анализа предполагает перебор вариантов соединения определенных характеристик при создании нового образа. Например, вы решили придумать новый, необычный образ Бабы Яги. Количество характеристик выбираете произвольно (например, возраст, характер, стиль одежды, средство передвижения, др.) Чем младше дети, тем меньше характеристик изначально задается. Для удобства все предлагаемые характеристики занесите в таблицу: по горизонтали – возраст Бабы Яги, по вертикали – остальные характеристики. Теперь приступайте к самому главному – совершенно произвольно выбирайте из каждого ряда по одной характеристике и пытайтесь соединить их воедино. И получаете, например, что Баба Яга в раннем детстве это младенец, одетый в водолазное снаряжение, капризный, передвигающийся верхом на ослике. Аналогично можно работать и с рукотворными предметами (попробуйте придумать новый вариант будильника или автомобиля) или конструировать сюжет новой сказки.

Метод каталога – один из методов, позволяющих решить проблему творческого сочинительства, которое дается дошкольникам очень трудно. Для работы понадобится любая книга, лучше хрестоматия или сборник сказок. Взрослый задает детям вопросы, на основе которых будет строиться сюжет, а ответ дети ищут в книге, произвольно указывая пальчиком на любое место в тексте. Удобно использовать следующую приблизительную последовательность вопросов: О чем сочиняем сказку? Это добрый или злой герой? С кем он дружил? Кто им мешал? Каким образом? Чем все закончилось? В зависимости от возраста степень подробности вопросов может увеличиваться, героям даются более детальные характеристики, вводятся новые действующие лица.

Методы стимуляции воображения не ограничиваются данным перечнем - их значительно больше. А значит, больше пространство для новых идей и образов в Стране Фантазий – Ваших и вашего ребенка. Воображение снимает временные и пространственные ограничения, расширяя мир возможностей, вдохновляя познание и творчество. Так что, фантазируйте с удовольствием!
Успехов Вам!

Рашкова Татьяна
"Все для детей", №1, 2009-2010
"Развитие Бизнеса, Личности, Успеха", №11, март 2009.

Дети будущего - 2008

Детский развивающий центр "Дети будущего"


Пятиминутка...

А этой осенью на свою «пятиминутку» я вновь принесла букет цветов, букет астр. Многие с пренебрежением относятся к этим цветам, а мне астры очень нравятся. Это цветы моего месяца, потому что я родилась в августе. Поэтесса XX века Марина Цветаева помогает осознать красоту этих скромных, незатейливых цветов.
 
 Август – астры,
 Август – звезды,
 Август – грозди
 Винограда и рябины
 Ржавой – август!
 
 Полновесным, благосклонным
 Яблоком своим имперским,
 Как дитя, играешь, август.
 Как ладонью, гладишь сердце
 Именем своим имперским:
 Август! – Сердце!
 
  Месяц поздних поцелуев,
  Поздних роз и молний поздних!
  Ливней звездных –
  Август! – Месяц
 Ливней звездных!

Вы заметили, что в этом стихотворении ключевое слово август. Что оно означает? Август, как известно, финал лета, изобилие, щедрый урожай…Анафора и тире между подлежащим и сказуемым подчеркивают всеохватность жизни. «Август – астры…» слово астра в греческом языке означает «звезда», а форма этого осеннего цветка напоминает звезду.

Август – грозди
Винограда и рябины
 Ржавой…

 Какая интересная метафора – «грозди ржавой рябины»! Ржавый – желто-бурый, рыже-бурый (по В.Далю) – цвет неспелой рябины здесь обещает не погибель, а расцвет и очарование любимой Мариной Цветаевой рябины. Анжанбеман передает повышенную эмоциональную напряженность речи. А далее уже новые открытия: «благосклонным яблоком», «яблоко имперское»… Марина Цветаева отождествляет слово август с именем римского императора Октавиана Августа (отсюда и «имперское» имя последнего месяца лета). Эпитет «имперским» передаёт царственность красоты, свойственной этому месяцу.

… Именем своим имперским:
 Август! – Сердце!

Если вы прочитали бы это стихотворение в книге, то обязательно обратили бы внимание на обилие восклицательных знаков препинания, оно подчеркивает авторское открытие – вот что, оказывается, август – «Сердце!». А далее – о «жизни сердца». И, наконец, финальный аккорд:

Август! – Месяц
Ливней звёздных!

 А вот и народная примета: издавна считалось, что август – месяц обильного звездопада, когда можно загадать желание и оно обязательно исполнится. Интересна звукопись стихотворения. Резкое, взрывное р («…грозди Винограда и рябины Ржавой…») сменяется плавными л, м, н («…полновесным, благосклонным яблоком…», «…как ладонью, гладишь сердце…»), и в финале как будто слышится приглушенный звон з, д, ц в восклицаниях радости открытия мира и восхищения им.* Необычные стихи, странные мысли, радостные чувства…
Среда, 18.09.2019, 07:58
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Locations of visitors to this page Flag Counter
Поиск
Словари русского языка
www.gramota.ru
Календарь
Осталось...
Архив записей
Наш опрос
Что важнее
Всего ответов: 68
Друзья сайта
Учительский портал Мишки tatty teddy. Me to you :)
Самая большая коллекция Рунета! позитивные картинки
Сайт Методсовет Детский портал «СОЛНЫШКО» Nachalka.com - сайт для детей, родителей, учителей начальной школы. www.1-11.ru - Стенды для школы Каталог сайтов Graffiti Decorations(R) Studio (TM) Site Promoter Страна Мастеров «Пёстрый Портфель» Продленка 
Выбрать язык / Choose language:
Ukranian
English
French
German
Japanese
Italian
Portuguese
Spanish
Danish
Chinese
Israel
Arabic
Czech
Estonian
Belarusian
Latvian
Greek
Finnish
Serbian
Bulgarian
Turkish
Отличник Сеть творческих учителей
BannerFans.com
Моя кнопка
позитивные картинки nashclassb@mail.ru

Copyright MyCorp © 2019
Создать бесплатный сайт с uCoz