«Домашние задания учащихся начальной школы».
Домашняя учебная работа – это самостоятельное выполнение школьниками заданий учителя после уроков. Для домашней работы характерно отсутствие непосредственной помощи и руководства учителя. Приготовление домашних заданий является одним из видов самостоятельной деятельности, которая не только закрепляет и поддерживает то, что изучалось в классе, но и развивает ответственность и позитивные учебные привычки, стимулирует рост каждого ученика, развитие его индивидуальности, даёт возможность рассуждать, критически мыслить, решать проблемы.
Тренировка ответственности и учебных привычек.
Не меньшую важность имеет и тот факт, что домашние работы тренируют чувство ответственности и хорошие учебные привычки. Эти навыки чрезвычайно существенны для учеников — они обеспечивают их успешность в школе и пригодятся в жизни позже. Принятие на себя ответственности, связанной с выполнением домашних заданий, способствует развитию самостоятельности — ученик сам управляет временем, действует независимо, без прямых указаний, выполняет эту работу в меру своих сил и способностей.
Домашняя работа предоставляет выбор, когда и как за нее приняться, начать выполнять, бросить, а потом вернуться к ней.
Иногда домашние работы больше отражают уровень вовлеченности родителей в дела детей, чем самих детей. Есть самые разные точки зрения на роль домашних заданий и их влияние на семейные отношения. Некоторые родители считают, что домашних работ могло бы быть и побольше, потому что они способны помочь детям их выполнить и стать более успешными в школе. Другие родители чувствуют, что задается слишком много домашних работ, и эти работы часто конфликтуют с другими семейными занятиями, имеющими ярко выраженные приоритеты, поскольку их дети серьезно заняты всякими «послешкольными» делами, такими как спорт, частные уроки, посещение кружков.
Каждая семья должна определиться по отношению к этой проблеме, найти место домашних работ в ее жизни и их ценность. Родители, поддерживающие домашние работы, представляют собой очень важный фактор в деле создания у ребенка позитивной позиции по отношению к учению и хороших привычек учения. Заинтересованные в хорошей успеваемости детей папы и мамы уверены, что выполнение домашних работ
способствует повышению успешности ребенка, школа у таких родителей находится на первом месте среди семейных приоритетов.
Готовность к школе
Вопрос: Какие ценностные потребности развития личности складываются к 5–7 годам?
Ответ: К 5–7 годам складываются и сохраняются в своей индивидуальной специфике следующие ценностные потребности:
1) занятие общественно значимой деятельностью (учением);
2) общение со сверстниками;
3) стремление быть хорошим, достигать успеха;
4) утверждение себя через отношение к себе окружающих и через качество выполняемой деятельности.
От того, как ребенок подготовлен к школе в течение всех периодов развития, предшествующих дошкольному, будет зависеть успешность его адаптации, вхождения в режим школьной жизни, учебные успехи, психологическое самочувствие.
Родители, безусловно, заинтересованы в школьных успехах своего ребенка. Эти успехи во многом зависят от готовности организма к систематическому обучению, от развития психических процессов
и личности.
Готовность организма определяется морфологическим и функциональным развитием. Если ребенок физически ослаблен, ему трудно будет сохранить осанку, сидя за партой, трудно работать на уроке из-за быстрой утомляемости. Для овладения письмом важно развитие мелких групп мышц. Кроме того, у ребенка должны быть развиты и крупные группы мышц, основные двигательные навыки в беге, прыжках, лазании, метании и др. Это поможет ему управлять своим телом, участвуя в играх, соревнованиях, взаимодействии с товарищами.
Ребенок должен быть здоровым, усидчивым, нераздражительным; он не должен быть подвержен страхам; ему необходимо хорошо засыпать, крепко спать.
Кроме физической готовности к школе, необходима общая психологическая готовность к ней, к новым условиям жизнедеятельности. Составными компонентами этого являются личностная, интеллектуаль-
ная и эмоционально-волевая готовность.
Вопрос: Что включает интеллектуальная готовность ребенка к обучению в школе?
Ответ: Интеллектуальная готовность ребенка к обучению в школе включает:
♦ желание узнать новое;
♦ любознательность;
♦ развитие образных представлений;
♦ умение ориентироваться в окружающем мире;
♦ сформированность элементарных учебных навыков (умение учиться);
♦ развитие психических процессов (Подробнее о психических процессах...)
♦ особое развитие сенсорики, речи, мышления;
♦ знания, усвоенные в системе.
Вопрос: Как вы себе представляете готовность ребенка к обучению в школе? Перечислите основные компоненты готовности ребенка к школе.
Ответ: Готовность ребенка к школу включает социальную, психологическую и физическую готовность. Эти компоненты раскрыты в таблице. (Загрузить таблицу)
Неготовность детей к школьному обучению выражается:
♦ в неспособности понимать особую роль учителя, школьника;
♦ в непонимании учебной задачи;
♦ в неумении сотрудничать со взрослыми и сверстниками;
♦ в неадекватном отношении к себе.
Особые затруднения ребенок испытывает в сфере общения со взрослыми, сверстниками и с самим собой.
Вопрос: Можно ли считать какую-либо сторону главной при подготовке ребенка к школе?
Ответ: Нет, нельзя. Готовность к школе — многостороннее, комплексное понятие. Здесь важно учитывать не только морфологиче ское (функциональное), но и психическое развитие ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными, не приведут к нарушению здоровья, срыву социально-психологической адаптации и не снизят эффективность обучения.
Ситуация: Возникает парадокс: у ребенка даже при комплексной подготовке к школе нередко тратится много сил, а ожидаемый результат не достигается. Он испытывает много трудностей и не может адаптироваться к школьной жизни. Почему же так происходит?
Решение: Причин может быть много. Одна из них: родители не учли того, что при поступлении в школу ребенок с позиции «дошкольника» переходит на позицию «школьника» и, соответственно, изменяется его режим дня. Новая жизнь школьника предъявляет к ребенку другие требования. Семья ждет от него другого поведения. Если семья не поддерживает его в новом качестве, не помогает ему стать учеником, то возникают трудности адаптации к школе. Наряду с комплексной подготовкой ребенка к школе, должна быть готова к этому и его семья.
Ситуация: При комплексной подготовке ребенка к школе необходимо осознать роль семьи в успешном решении этой проблемы. Как готовить родителей к обучению ребенка к школе?
Решение: Готовность родителей к обучению ребенка подразумевает адекватную их позицию, наличие в семье четких внутренних правил и разумную включенность семьи в социум. Характерные черты этого:
♦ объективная оценка родителями своего ребенка, его характерологических, психических особенностей;
♦ способность родителей изменять формы и методы общения, поразному воздействовать на ребенка в соответствии со сложившейся ситуацией;
♦ направленность воспитательных усилий родителей на дальнейшую жизнь ребенка;
♦ в семье должен быть установлен режим дня, максимально отвечающий требованиям школы, определены права и обязанности каждого члена семьи;
♦ должны быть установлены разумные связи семьи с социумом: ребенок должен соответствовать требованиям, предъявляемым ему обществом (в детском саду, а затем и в школе).
Дети будущего - 2008 Детский развивающий центр "Дети будущего"
Одна история для размышления…
«Приходит дочь к отцу и говорит:
— Знаешь, я так устала! У меня тяжелая жизнь, полная трудностей и проблем, я все время плыву против течения, у меня нет больше сил… Что мне делать?
Отец вместо ответа поставил на огонь три одинаковых кастрюли с водой. В одну он бросил морковь, в другую положил яйцо, а в третью насыпал зерна кофе. Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо и налил в чашку кофе из третьей кастрюли…
— Скажи мне, что изменилось? — спросил он свою дочь.
— Яйцо и морковь сварились, а зерна кофе растворились в воде — ответила она.
— Нет, милая, это лишь поверхностный взгляд на вещи. Посмотри — твердая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой. Хрупкое и жидкое яйцо стало твердым. Внешне они не изменились, они лишь изменили свою структуру под воздействием одинаковых неблагоприятных обстоятельств — кипятка. Так и люди — сильные внешне могут расклеиться и стать слабаками там, где хрупкие и нежные лишь затвердеют и окрепнут…
— А кофе? — спросила дочь
— О! Это самое интересное! Зерна кофе полностью растворились в новой враждебной среде и изменили ее — превратили кипяток в великолепный ароматный напиток. Есть особые люди, которые не изменяются в силу обстоятельств. Они изменяют сами обстоятельства и превращают их в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и знания из ситуации…»